Туристический рынок России упал вместе с рублем
Девальвация российского рубля снизила спрос на новогодние туры, а туристы переориентировались на дешевые направления, констатируют туроператоры.
Массовых отказов от забронированных путевок пока нет из-за больших штрафов, но продолжения роста цен рынок не выдержит. В 2015 году туроператорам придется снижать стоимость путевок, отмечают участники рынка.
Падение рубля по отношению к доллару и евро с начала 2014 года составило 64% и 47% соответственно.
Массовых отказов от бронирований из-за резкого роста курса доллара и евро к рублю накануне новогоднего сезона нет, рассказали ТАСС менеджеры крупнейших туристических компаний.
"Не заметили", - сказал ИТАР-ТАСС коммерческий директор Tez Tour Александр Буртин.
"Отказы есть, но не массовые, а в рамках общей тенденции. Сейчас все ожидают, что будет с курсом", - признается директор по развитию туроператора "Туртранс-Вояж" Александр Ермолаев.
Почти все туры оплачиваются заранее, и на отказ от новогодних пакетов действуют большие штрафы вплоть до полной потери стоимости путевки, пояснила бренд-менеджер "НТК Интурист" Мария Конабеева.
Продажи рухнули и без массовых отказов, сетуют туроператоры. В "Ванд Интернэшнл тур" зафиксировали снижение спроса на 40% по сравнению с минувшим годом.
По подсчетам Александра Ермолаева, объем бронирований на новогодние праздники снизился примерно на 50%, а в целом по году - на 25-30%.
"Тем не менее спрос есть, и нельзя сказать, что люди отказались от поездок в Европу", - говорит он.
Но многие стараются сэкономить и снижают требования к условиям отдыха, а также сокращают количество дней пребывания, пояснила гендиректор "Пегас Туристик" Анна Подгорная.
По мнению замгендиректора Solvex Travel Екатерины Айзерман, падение рубля влияет в основном на средний и нижний ценовой сегмент.
"Сейчас люди, как правило, выбирают Египет вместо европейских стран", - отметила она.
В структуре новогодних продаж TUI на Египет приходится более 50%, подтверждает руководитель отдела по связям с общественностью туроператора Ольга Маликова: "Он недорогой, и практически во все туры входит опция "все включено", чтобы не платить за питание и другие услуги".
Гендиректор "Ванд Интернэшнл тур" Татьяна Ванд говорит, что почти 20% ее клиентов меняют путевки на более дешевые.
"Есть тенденция выбора более дешевого отдыха, если, например, это пляжный отдых, то туристам лучше поменять Доминикану на Египет. Это касается примерно 20% наших туристов", - подчеркнула она.
Туроператоры прогнозируют, что дальнейшее падение рубля может спровоцировать не повышение, а, напротив, снижение цен. Председатель совета директоров и акционер Tez Tour Александр Синигибский считает, что с февраля 2015 года туроператоры будут уменьшать цены на путевки в Турцию.
"Ранее именно российские туристы позволяли турецкой туриндустрии удерживать цены", - напомнил он.
Планы компании на 2015 год "корректируются в сторону легкого пессимизма", добавил его коллега Буртин: "Посмотрим, как будет вести себя курс рубля в начале года".
Девальвация - важная, но не единственная причина снижения продаж, напоминают в Sunrise Tour. "Основными факторами стала волна приостановки деятельности туроператоров летом 2014 года, а также снижение выезда за рубеж сотрудников силовых ведомств", - акцентировал представитель туроператора.