Туроператоры ограничили размер скидок на путевки
Члены Ассоциации туроператоров России (АТОР) подписали хартию, ограничивающую права турагентств на предоставление скидок.
Компании, подписавшие хартию, готовы снижать комиссионные выплаты туристическим агентствам, если предоставляемая агентством скидка будет больше половины получаемых от туроператора денежных средств.
Контролировать соблюдение положений хартии будет АТОР, в настоящее время хартию подписали 13 туроператоров, среди них - «Нева», «Пегас туристик», VKO Group и Tez tour.
Все компании являются операторами выездного туризма и занимаются организацией отдыха на самых популярных направлениях - Турции и Египта. В ближайшее время компании проинформируют своих агентов о новых условиях работы.
Как правило, операторы продают туристические путевки не напрямую клиентам, а через турагентства.
Турагентства работают за комиссию, которую выплачивает туроператор, ее размер зависит от объемов продаж и может составлять 14% от стоимости проданной путевки.
Предоставление скидок - нормальная практика, но они должны носить разумный характер, говорит один из участников рынка.
«Это примерно 5% от стоимости путевки. Но не всем подряд - некоторые дают скидку по подарочным карточкам, только постоянным клиентам», - сказал он.
В АТОР считают, что возможные банкротства туристических агентств связаны с неправильной политикой предоставления скидок.
«Предоставляя клиентам скидки почти в размере агентской комиссии, турфирмы практически ничего не зарабатывали», - говорят в АТОР.
Такая тенденция, называемая участниками рынка «скидочными войнами», изменила отношение туристов к туристическому продукту, пишет Infox.ru.
«Клиент привык, что все можно получить со скидкой, и привык, что турпродукт можно купить за три копейки», - рассказала, исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.
По информации Росстата, туристический поток выезжающих за границу в 2009 году сократился на 18?19% (по оценкам Ростуризма - на 15%).
В связи с сокращением числа туристов многие турагентства стали активно демпинговать, стимулируя спрос низкими ценами.
«Порой размер скидки туристу равен той комиссии, которую агентство получит от туроператора. Работа с нулевой прибылью - это абсурд», - отметил эксперт.
«Мы видим, что агентства не выдерживают сложившейся экономической ситуации и пытаются привлечь клиентов любым способом. По мнению туроператоров, это недопустимо», - сказала Майя Ломидзе.
Хартию изучили представители Ростуризма, была проведена консультация с Федеральной антимонопольной службой, говорит она.
Сергей Агафонов, генеральный директор сети «Магазинов горящих путевок», уверен, что уровень скидок должен быть закреплен.
«Все скидки у нас укладываются в рамки определенных дисконтных программ. Максимум - 5%. Мы категорически против больших скидок, не рекомендуем их своим агентствам.
Скидки нельзя предоставлять хаотично, и, в конечном счете, турагент все равно должен зарабатывать. Практика больших скидок порочна», - заявил Сергей Агафонов.
Агенты вынуждены демпинговать: борьбу за выживание обостряют сами операторы, считает представитель агентского бизнеса.
«Туроператоры провоцируют агентов тем, что дают скидку прямому клиенту, иногда она составляет 8?10% от стоимости тура».
В большей степени это относится к несетевым, независимым агентствам, уточняет он.
Появление каналов прямых продаж - один из трендов прошедшего года: такую услугу своим клиентам стали предоставлять туроператоры «Пегас туристик», Anex tour, «Мострэвел».
По оценкам генерального директора турфирмы «Дельфин» Сергея Ромашкина, на рынке внутреннего туризма доля прямых продаж среди отелей и гостиниц достигает 20% общего объема.
В середине декабря «Натали турс» и «Пегас туристик» поставили своим агентствам условия, при которых за необоснованно высокие скидки партнеров лишали комиссионных.
В одном из случаев «Натали турс» прекратила сотрудничество с сетью туристических агентств. Представители сетевых агентств с одобрением высказывались об инициативе. «
Идет отток туристов от нормально работающих агентств. Потом демпингующее агентство, конечно, закрывается, но в тот промежуток, что оно еще работает, остальные испытывают трудности», - сказал коммерческий директор RGB tour Михаил Алексеев.